- admin
- НАЦПРОЕКТЫ РОССИИ
- 14.07.2023
- 0
УЧЕНЫЙ И ИНЖЕНЕР: ПРЕСТИЖНОСТЬ ПРОФЕССИЙ
Профессии и ученого, и инженера получили высокие оценки престижа. Основной аргумент в обоих случаях — их вклад в достижение прогресса и развитие будущего страны.
МОСКВА, 13 июля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования, проведенного в партнерстве с Фондом Росконгресс для первого Форума будущих технологий, о том, как россияне 18–55 лет представляют себе ученого и инженера. Презентация данных состоялась в рамках сессии «Образ будущего: общественное мнение о высоких технологиях» 13 июля на площадке Центра международной торговли.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ: · Топ-3 ассоциаций с образом ученого — умный, образованный (18%), Альберт Эйнштейн (10%) и занятие разработками, исследованиями, наукой (9%). · Топ-3 ассоциаций с образом инженера — умный, образованный, компетентный (16%), человек, полный идей, что-то создает, конструирует (10%) и мужчина (7%). · Считают престижной профессию ученого 51% опрошенных, непрестижной — 44%. · Считают престижной профессию инженера 65% опрошенных, непрестижной — 29%. · 74% хотели бы, чтобы их дети в качестве своего профессионального пути выбрали научную работу в области разработок будущих технологий. |
Один исследует, другой чертит
Представления о профессиональных группах формируются под влиянием множества факторов, в том числе массовой культуры, и зачастую укоренившиеся стереотипы не совпадают с реальной картиной. В рамках проведенного исследования опрошенным предлагалось ответить на вопросы о том, как они себе представляют ученого и инженера. Результаты показали, что в этих образах есть совпадения, но все-таки каждый из них уникален.
Образ ученого более персонифицированный, с ним чаще ассоциируются конкретные персоналии (причем преимущественно физики): Альберт Эйнштейн (10%), Дмитрий Менделеев (8%), Михаил Ломоносов (4%), Константин Циолковский (2%). По 1% вспомнили Николу Теслу, Игоря Курчатова, Исаака Ньютона, Андрея Сахарова и Сергея Королева. Инженер воспринимается более абстрактно, конкретные фамилии практически не назывались (1% указали Сергея Королева).
Внешний облик ученого и инженера также не совпадают, но оба — мужчины (у ученого отсылка к мужскому полу встречается в 12% ответов, у инженера — в 15%). Ученый-женщина и инженер-женщина не звучат в ответах. Инженер предстает как человек молодой (4%) или средних лет (2%), а вот ученый имеет больше вариаций — он может быть и молодым, и в возрасте (по 3%), и средних лет (6%), и лет 50-60 (1%). Внешняя атрибутика профессии инженера более наполненная: он прилично одет, в костюме, рубашке, с галстуком (2%) или в халате (1%), в очках (2%), высокого роста, с прической, с портфелем (по 1%), кто-то говорит, что инженер — в рабочей форме или спецодежде и каске (по 2%). То есть инженер — и кабинетный работник, и человек на производстве. А вот во внешних характеристиках ученого, которые звучали в ответах, видится типичный кинематографический персонаж — в белом халате и очках (по 5%), по 1% считают, что ученый носит бороду, усы и ходит в костюме.
Мнение эксперта: «Сейчас нет цельного образа. Был классический образ советского ученого — немного рассеянный человек в очках и в потертом пиджаке. Сейчас, понятно, он меняется — более молодой и бодрый. Но пока этот образ не сформировался. И мне кажется, что пройдет еще пять-десять лет — и этот образ появится. Но он должен сначала появиться в культуре, а не в популяризации», — научный журналист. |
Отвечая на вопрос о том, кто такие инженеры, опрошенные достаточно часто давали ответы, касающиеся деятельности инженеров (в сумме 34% vs. 21% в ответах об ученом). Инженер — это человек, полный идей, он создает, изобретает (10%), а также работает в конструкторском бюро, он с линейкой и карандашом и что-то чертит (5%), он работает на компьютере, делает расчеты и строит графики (по 1%), совместно с учеными реализует новые разработки (2%). Вторая группа ответов связана с инженером-производственником — он занят в промышленности (4%), связан со строительством (3%) и эксплуатацией механизмов и оборудования (2%), он мастер на все руки и занят практическим трудом (1%). Еще 2% полагают, что инженер занимает руководящую должность (2%), у него высокая зарплата (1%). А вот представления о том, что делает ученый, менее детализированы: 9% полагают, что он занимается исследованиями и делает открытия (2%). В части ответов звучат конкретные науки: физика (2%), математика, медицина, химия (по 1%).
Мнение эксперта: «За любым технологическим предпринимателем стоит очень сильный RND-центр, в котором множество ученых провели исследования. Так что есть большой временной отрезок между проведением исследования и готовностью технологии. Не бывает такого, что мы сегодня придумали какую-то технологию и тут же ее воплотили в жизнь. Цикл НИОКР[1] достаточно растянут по времени от фундаментальной науки до того момента, когда она находит свое фактическое прикладное применение», — физик, прикладная наука. |
Если в образе инженера внешний и деятельностный компоненты более выражены, то характеристики личности и черты поведения в образах и инженера, и ученого звучат в ответах примерно одинаково (соответственно 36% и 39% ответов в общей сложности). И здесь опрошенные часто давали близкие по смыслу ответы: ученый и инженер воспринимаются прежде всего как умные и образованные люди (18% ученый и 16% инженер). По 2% считают обоих трудолюбивыми, занятыми людьми, которые отдают много времени работе, серьезными (по 1%), интеллигентными (по 1%). Но ученые чаще воспринимаются как люди, преданные своему делу (5% vs. 1%) и хорошо знающие свою работу, высокие специалисты в своей сфере (3%). А в отношении инженеров чаще звучат характеристики, указывающие на образование и склонности: человек с высшим или техническим образованием (по 2%), с техническим, математическим или аналитическим складом ума (по 1%). Отрицательные характеристики называются в единичных случаях: по 1% считают ученых странными, безумными людьми, а инженеров — неопрятными.
О престиже профессий
Профессии и инженера, и ученого воспринимаются большинством опрошенных как престижные, но инженер получает более высокие оценки — 65% vs. 51% (считают профессии инженера и ученого непрестижными соответственно 29% и 44%). Портреты тех, кто находит обе профессии престижными, схожи:
- Профессию ученого считают престижной чаще других женщины (54% vs. 49% мужчин), молодежь 18-24 лет (56%), опрошенные со средним и средним специальным образованием (58% и 56% vs. 48% в группе с высшим образованием), с хорошим материальным положением (59% vs. 38% в группе с плохим материальным положением) и проживающие в небольших городах с численностью населения 100 тыс. чел. и меньше, а также в селах (60% и 55%).
- Профессию инженера считают престижной чаще других женщины (67% vs. 63% мужчин), молодежь 18-24 лет (75%), опрошенные со средним и средним специальным образованием (70% и 66% vs. 63% в группе с высшим образованием) и с хорошим материальным положением (72% vs. 51% в группе с плохим материальным положением).
- Ниже других оценивают престиж профессии и ученого, и инженера опрошенные с плохим материальным положением (57% и 42%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (59% и 38%). Аудитория с высшим образованием чаще других невысоко оценивает престиж профессии ученого (49%), как и 25-34-летние (51%), а 45-55-летние чаще говорят о невысоком престиже профессии инженера (39%).
Представления о том, почему профессии ученого и инженера престижные, основываются на их вкладе в будущее страны, развитие технологий, достижение прогресса (38% у ученого и 30% у инженера). Но престиж профессии инженера гораздо чаще объясняется также востребованностью (26%) и высокими зарплатами (21%), тогда как о востребованности профессии ученого опрошенные говорят в 6,5 раза реже (4%), а высокие зарплаты в этой сфере называют 8%. Полагают, что труд инженера — высококвалифицированный, поэтому престижный, еще 7%. 14% тех, кто находит профессию ученого престижной, указали на престижность не столько профессии, сколько интеллекта, ума, отмечая, что «умных должно быть больше; чтобы стать ученым, нужно быть умным». Еще 8% считают важным, что ученые работают на благо государства. Замечают поддержку ученых государством 5%, еще 4% полагают, что в этой сфере сегодня хорошее финансирование и создаются все необходимые условия для труда, а поддержку государством инженеров отметили 2%. В целом можно сделать вывод, что происходит «оттаивание» интереса к этим профессиям после 1990-х годов.
Мнение эксперта: «Условно говоря, возьмем Безоса: у него много денег, супермиллионер, идеал — «Хочу быть таким же!» А теперь возьмем ученого, который навряд ли миллионер. Да, возможно, он сделал что-то, разработал новый тип реактора. Для знающих людей это вау, а для обывателя: „Ну и что? Я этот реактор в жизни не видел. Вон там Безос бегает красивый такой, денег много заработал“», — физик, директор проекта в НИИ. |
Доводы тех, кто не находит профессии инженера и ученого престижными, совпадают в представлениях об оплате труда: каждый второй в этих группах указал на низкую заработную плату (47% об ученых и 48% об инженерах). Но остальные аргументы различаются. Низкий престиж профессии ученого часто связывают с нехваткой государственного участия в развитии науки — недостаточное внимание и финансирование (18% и 13%), низкая государственная поддержка и дефицит социальных гарантий (8%), незаинтересованность в развитии научных направлений (5%). Еще 10% отметили сложности с ограничениями в работе, блокировке исследований, а 9% указали на то, что большая часть наших ученых работает за границей. Часть опрошенных в этой группе говорили, что профессия непопулярна у молодежи, а труд ученых не ценится (по 7%), 6% полагают, что в науке плохие условия труда.
Несколько иная ситуация складывается с инженерами, на втором месте среди причин низкой престижности профессии стоит ее невостребованность — 21%, в отношении ученых этот вариант не звучал. Еще 17% среди тех, кто считает профессию инженеров непрестижной, отметили, что об инженерах мало говорят, нет рекламы профессии в СМИ, а эта сфера труда мало популяризована. Этот вариант также не упоминался в отношении ученых. По 6% полагают, что инженерам уделяется мало государственного внимания, а также что профессия не востребована у молодежи. Еще 5% указали на низкий уровень образования по этой специальности.
Анализ ответов о престижности и непрестижности профессий показывает, что престиж профессии воспринимается россиянами по-разному: для одних это социальная значимость результатов труда, для других — признание оплатой труда.
И может собственных Платонов … российская земля рождать
Исследование показало, что ситуация с популяризацией науки и инженерного дела требует большего внимания. Подавляющее большинство опрошенных не смогли назвать имена современных российских ученых или инженеров — 92%. Среди названных фамилий только две набрали 1% — это математик Григорий Перельман и физик, Нобелевский лауреат Жорес Алферов. Остальные варианты звучали в единичных случаях — Станислав Дробышевский (0,5%), Михаил Ковальчук, Татьяна Черниговская, Сергей Королев, Дмитрий Менделеев (по 0,3%). Важно отметить, что зачастую опрошенные припоминали далеко не современников, а людей прошлых эпох (М. Ломоносов, П. Капица, К. Циолковский и др.). Это говорит как о низком уровне знаний о современных ученых и инженерах, так и о слабой персонификации науки и инженерии, а также об отсутствии примера, ориентира для будущих поколений.
Мнение эксперта: «Долгое время спикерами были люди более солидные и имеющие имя в научном мире. Они, как правило, средних, старших возрастов. Молодые ученые стали появляться на публике относительно недавно, года три-четыре назад. Это связано с внедрением программ, нацеленных на поддержку молодых ученых, и с тем, что российская наука довольно-таки молода. Если посмотрите на статистику, то у нас порядка 40% исследовательского корпуса — это люди в возрасте до 39 лет», — преподаватель вуза, исследователь науки и образования. |
Будущие технологии
Ранее ВЦИОМ выяснил, что сфера технологий будущего знакома большинству опрошенных — 76%, а повысить свою квалификацию в этой области хотели бы еще больше — 83%, причем из них по 10% хотели бы получить квалификацию или повысить имеющуюся, а 63% — расширить свой кругозор в этой сфере. Мужчины в большей степени ориентированы на повышение квалификации (28% vs. 12% женщин), а женщины — расширить кругозор (69%). Чем выше уровень образования, тем чаще опрошенные говорят о желании повысить квалификацию или расширить кругозор в сфере технологий будущего (86% в группе с высшим и неполным высшим образованием vs. 72% в группе со средним образованием).
Сфера технологий будущего, по-видимому, воспринимается как перспективное направление, так как большинство опрошенных (74%) хотели бы, чтобы их дети в качестве своего профессионального пути выбрали научную работу в области разработок будущих технологий, не хотели бы — 16%. Положительный ответ чаще давали 18-24-летние (83%) и опрошенные с хорошим материальным положением (80% vs. 67% в группе с плохим), показатель увеличивается также в городах (74-78% vs. 70% в сельской местности).
Мнение эксперта: «Дети — вообще большая, огромная неосвоенная ниша. Популяризация науки сейчас должна идти в сторону школы. Доля взрослых, кажется, „на плато“ — те, кто интересовался, и будут интересоваться. Расширяться аудитория вряд ли будет. А вот школьники — это аудитория, которая меняется каждый год. Во-вторых, она огромная, она другая. Она другая по компетенциям и в худшую, и в лучшую сторону (многие вещи из программы еще не выветрились из головы). Популяризация могла бы увязать школьную программу с интересной историей, но почему-то так сложилось в стране, что сообщество педагогов и сообщество популяризаторов науки не перемешиваются и живут совершенно раздельной жизнью», — научный журналист. |
Исследование ВЦИОМ проведено в партнерстве с Фондом Росконгресс для первого Форума будущих технологий 3-4 июня 2023 г. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте 18-55 лет
Давайте поговорим об ученых. Какой образ приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «ученый»? Опишите его, пожалуйста. (открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных) | |
Конкретные персоналии | |
Альберт Эйнштейн | 10 |
Дмитрий Менделеев | 8 |
Михаил Ломоносов | 4 |
Циолковский Константин | 2 |
Курчатов Игорь | 1 |
Никола Тесла | 1 |
Королев Сергей | 1 |
Исаак Ньютон | 1 |
Илон Маск | 1 |
Сахаров | 1 |
Деятельность | |
Занимается разработками / изучением / исследованиями / наукой | 9 |
Делает открытия | 2 |
Физик / физик-ядерщик | 2 |
Научный сотрудник | 1 |
Математик | 1 |
Ученый | 1 |
Медицина | 1 |
Лаборатория | 1 |
Доктор | 1 |
Химик | 1 |
Имеет научные достижения/ звания | 1 |
Обеспеченный/ зарабатывает хорошие деньги | 1 |
Бедный | 1 |
Внешние характеристики | |
Мужчина среднего возраста/ 30-50 лет | 6 |
В белом халате | 5 |
В очках | 5 |
Молодой человек | 3 |
В возрасте | 3 |
Мужчина 50-60 лет | 1 |
Седовласый / седой мужчина | 1 |
Бородатый / носит усы | 1 |
Обычный человек | 1 |
В костюме | 1 |
Характеристики личности, поведения | |
Умный / образованный / грамотный / высокоинтеллектуальный | 18 |
Заинтересованный в своем деле / любящий свое дело / преданный науке | 5 |
Знающий свое дело / специалист в своей сфере | 3 |
Много времени проводит на работе/ отдает работе/ трудолюбивый | 2 |
Целеустремленный | 1 |
Квалифицированный / компетентный / профессиональный специалист | 1 |
Прогрессивный / современный | 1 |
Странные / безумные люди | 1 |
Интеллигентный | 1 |
Начитанный / любит читать / много читает | 1 |
Талантливый / творческая личность | 1 |
Серьезный | 1 |
Постоянно совершенствуется/ развивается/ образовывается/ обучается | 1 |
Другое | 22 |
Затрудняюсь ответить | 14 |
А какой образ приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «инженер»? Опишите его, пожалуйста. (открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных) | |
Конкретные персоналии | |
Королев | 1 |
Деятельность | |
Человек, полный идей / создает что-то новое / конструирует / изобретает | 10 |
Человек с чертежами / чертит/ с линейкой / с карандашом / работающий в конструкторском бюро | 5 |
Человек работающий на производстве / в промышленности | 4 |
Строитель / человек, связанный со строительством | 3 |
Человек, занимающий руководящую должность | 2 |
Эксплуатирует механизмы / оборудование / обслуживает оборудование | 2 |
Реализует / воплощает научные разработки / работает в паре с учеными | 2 |
Компьютер/ работает за компьютером | 1 |
Улучшает / упрощает / дорабатывает технологии | 1 |
Занимается практической деятельностью / мастер на все руки / умеющий работать руками | 1 |
Человек делающий расчеты / диаграммы / графики | 1 |
Человек имеющий высокую заработную плату | 1 |
Нищий / бедный / человек с маленькой заработной платой | 1 |
Внешние характеристики | |
Мужчина | 7 |
Молодой человек (до 40 лет) | 4 |
Человек в костюме / рубашке / брюках / галстуке/ прилично одетый | 2 |
Человек средних лет / взрослый (от 40 лет) | 2 |
Человек в каске | 2 |
Человек в рабочей форме/ спецодежде | 2 |
Человек в очках | 2 |
Человек в халате | 1 |
Человек с папкой / портфелем | 1 |
Опрятный / чистый / с прической | 1 |
Человек высокого роста | 1 |
Черты характера, поведения | |
Умный / образованный / компетентный человек | 16 |
Человек с высшим образованием | 2 |
Человек, имеющий техническое образование | 2 |
Трудоголик / высокая занятость | 2 |
Ответственный человек | 2 |
Человек с техническим складом ума | 1 |
Человек с математическим складом ума | 1 |
Интеллигентный | 1 |
Человек, любящий свою профессию / преданный делу | 1 |
Думающий / размышляющий / погруженный в свои мысли | 1 |
Исполнительный/ выполняющий все поставленные перед ними задачи / эффективный | 1 |
Стратег / имеет аналитический склад ума | 1 |
Уставший / замученный человек | 1 |
Активный / заинтересованный | 1 |
Серьезный человек | 1 |
Патриот / стремящийся улучшить жизнь людей и/или страны | 1 |
Неопрятный | 1 |
Другое | |
Нет особых отличительных черт / ничем не отличается от обычного человека | 2 |
То же, что и ученый | 1 |
Это я и/или член моей семьи | 1 |
Другое | 15 |
Затрудняюсь ответить | 23 |
По Вашему мнению, в нашей стране профессия ученого является престижной или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) | ||||||||
Все опрошенные | Мужской | Женский | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-55 лет | ||
Однозначно да | 14 | 13 | 16 | 14 | 11 | 16 | 16 | |
Скорее да | 37 | 36 | 39 | 42 | 33 | 38 | 38 | |
Скорее нет | 33 | 32 | 34 | 32 | 38 | 33 | 28 | |
Однозначно нет | 11 | 15 | 8 | 9 | 13 | 10 | 12 | |
Затрудняюсь ответить | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 6 |
Вы сказали, что профессия ученого в нашей стране является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете? (открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто считает профессию ученого престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%) | ||
Человек, благодаря которому идет прогресс / развитие новых технологий / без ученых никуда / будущее за ними | 38 | |
Быть умным — всегда престижно / умных должно быть больше / чтобы быть ученым, нужно быть умным | 14 | |
Работают на благо людей/государства / полезные | 8 | |
Высокая зарплата / премии | 8 | |
Уважение / почет | 5 | |
Важная/значимая профессия | 5 | |
Поддержка государством науки / уделяется больше внимания | 5 | |
Востребованная профессия | 4 | |
Быть ученым — престижно везде и всегда | 4 | |
Хорошее финансирование выделяется / создаются условия для работы | 4 | |
Их не так много | 3 | |
Происходит возрождение / развитие науки / видны результаты | 3 | |
Высоко ценится | 2 | |
Авторитет | 2 | |
Интересная сфера деятельности | 2 | |
Другое | 10 | |
Затрудняюсь ответить | 12 |
Вы сказали, что профессия ученого в нашей стране не является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете? (открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто не считает профессию ученого престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%) | ||
Мало платят / низкая зарплата | 47 | |
Мало уделяют внимания науке / ученым / нет популяризации / мало говорят | 18 | |
Мало/нет финансирования науки | 13 | |
Большие ограничения / блокировки на исследования / аресты | 10 | |
Большая часть наших ученых работает за границей | 9 | |
Нет должной государственной поддержки / социальных гарантий | 8 | |
Не ценится труд ученого | 7 | |
Не популярная профессия / молодежь не стремиться быть учеными / нет мотивации | 7 | |
Плохие условия труда | 6 | |
Государство не заинтересовано в развитии ученых/ науки | 5 | |
Дорогое / долгое / сложное обучение | 4 | |
Нет разработок/ открытий/ нет внедрения в жизнь | 3 | |
Нет/мало ученых | 2 | |
Нет возможности развития / перспектив | 2 | |
Бюрократическая волокита | 2 | |
Высокая конкуренция / мало рабочих мест / отсутствие карьерного роста | 2 | |
Другое | 12 | |
Затрудняюсь ответить | 3 |
По Вашему мнению, в нашей стране профессия инженера является престижной или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) | |||||||
Все опрошенные | Мужской | Женский | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-55 лет | |
Однозначно да | 16 | 16 | 16 | 17 | 14 | 19 | 15 |
Скорее да | 49 | 47 | 51 | 58 | 54 | 47 | 41 |
Скорее нет | 23 | 24 | 23 | 16 | 23 | 22 | 29 |
Однозначно нет | 6 | 7 | 4 | 2 | 3 | 5 | 10 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 6 | 6 | 7 | 6 | 7 | 5 |
Вы сказали, что профессия инженера в нашей стране является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете? (открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто считает профессию инженера престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%) | |
Значимая профессия / создают новые технологии и/или технику / внедряют технологии / способствуют развитию страны / полезны | 30 |
Востребованная профессия / рост промышленности в стране / дефицит кадров | 26 |
Высокооплачиваемая должность | 21 |
Престижная/уважаемая профессия | 7 |
Высококвалифицированный специалис т/ умный | 7 |
Делаю вывод на основании личных наблюдений / знаю лично человека в должности «инженер» | 3 |
Ответственная должность | 2 |
Много возможностей для самореализации / карьерного роста | 2 |
Специалист с высшим образованием | 2 |
Это руководящая должность | 2 |
Высокий уровень поддержки со стороны государства/ социальная поддержка | 2 |
Другое | 11 |
Затрудняюсь ответить | 14 |
Вы сказали, что профессия инженера в нашей стране не является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете? (открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто не считает профессию инженера престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%) | |
Низкооплачиваемая должность | 48 |
Невостребованная специальность / сложно найти место работы / нет развития промышленности в стране | 21 |
Мало информации о данной профессии / нет рекламы в СМИ / низкий уровень престижности профессии | 17 |
Низкий уровень поддержки со стороны государства / низкий уровень социальной поддержки | 6 |
Непопулярная профессия среди молодежи | 6 |
Низкий уровень образования в стране | 5 |
Недооцененная профессия | 4 |
Низкий уровень финансирования проектов в этой области / нет новых разработок | 4 |
Большой объем работы | 3 |
Сложно понять какие обязанности выполняет данный человек / сложно понять, что это за профессия | 2 |
Сложные условия труда | 2 |
Сложно обучиться / мало заинтересованных в учебе | 2 |
Другое | 8 |
Затрудняюсь ответить | 8 |
Знаете ли Вы, слышали о каких-либо современных российских ученых/инженерах или нет? Если да, то назовите их, пожалуйста. (открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных) | ||
Перельман Григорий | 1 | |
Алферов Жорес | 1 | |
Дробышевский Станислав | 0,5 | |
Ковальчук Михаил | 0,3 | |
Черниговская Татьяна | 0,3 | |
Королев Сергей | 0,3 | |
Менделеев Дмитрий | 0,3 | |
Калашников Михаил | 0,2 | |
Панчин Александр | 0,2 | |
Капица Петр | 0,2 | |
Кулибин Иван | 0,2 | |
Курчатов Игорь | 0,2 | |
Циолковский Константин | 0,2 | |
Ломоносов Михаил | 0,2 | |
Пшеничный Валерий | 0,2 | |
Бокерия Лео | 0,2 | |
Попов (без уточнений) | 0,1 | |
Лобаев Владислав | 0,1 | |
Соколов Александр | 0,1 | |
Гинзбург Виталий | 0,1 | |
Оганесян Юрий | 0,1 | |
Касперский Евгений | 0,1 | |
Сурдин Владимир | 0,1 | |
Дугин Александр | 0,1 | |
Яковлев (без уточнения) | 0,1 | |
Ковалев (без уточнения) | 0,1 | |
Не знаю, не могу никого вспомнить | 67 | |
Другое | 5 | |
Затрудняюсь ответить | 25 |
Скажите, пожалуйста, лично Вы хотели или не хотели бы в течение ближайших двух-трех лет получить больше знаний в области будущих технологий? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) | ||||||||
Все опрошенные | Мужской | Женский | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-55 лет | ||
Да, хотел бы повысить имеющуюся квалификацию в области будущих технологий | 10 | 14 | 5 | 10 | 12 | 8 | 9 | |
Да, хотел бы получить квалификацию в этой сфере | 10 | 13 | 7 | 9 | 11 | 11 | 8 | |
Да, хотел бы просто расширить свой кругозор в этой сфере | 63 | 57 | 69 | 68 | 61 | 64 | 62 | |
Нет, не хотел бы получать больше знаний в этой сфере | 16 | 14 | 18 | 14 | 15 | 16 | 19 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 |
Хотели бы Вы или не хотели, чтобы Ваши дети в качестве своего профессионального пути выбрали научную работу в области разработок будущих технологий? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) | ||||||||
Все опрошенные | Мужской | Женский | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-55 лет | ||
Однозначно да | 19 | 24 | 15 | 0 | 14 | 20 | 23 | |
Скорее, да | 55 | 51 | 59 | 83 | 61 | 54 | 49 | |
Скорее, нет | 12 | 11 | 13 | 17 | 11 | 11 | 16 | |
Однозначно нет | 4 | 5 | 3 | 0 | 6 | 3 | 4 | |
Затрудняюсь ответить | 10 | 9 | 10 | 0 | 8 | 12 | 8 |
[1] Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.